Создание организации АСД на территории нашего края (Закарпатье)
Создание организации АСД на территории нашего края
(Закарпатье)
В истории создания и развития адвентистской церкви на территории нашого края можно выделить несколько периодов.
1период. Австро-Венгерский
В начале XX в. во многих сёлах наблюдался кризис греко-католической церкви. Между крестьянином и священником были натянутые отношения. Недовольные крестьяне писали жалобы властям, переставали посещать церковь, возникло стремление к православию как к старой вере. Большое распространение получила книга Алексия Товта «Где искати правду» [17]. Несмотря на запреты священников, верующие обращались к Слову Божьему. В некоторых сёлах люди собирались в группы по домам и изучали Библию: искали правды Божьей. Такая группа была и в Ильнице. Создал её Иван Капитан. Будучи греко-католиком по вероисповеданию, он прилежно изучал Библию и обнаружил много несоответствий между ученим церкви и Словом Божиим. В частности, о святости субботнего дня. Задавая вопросы священнику, правды не добился но был изгнан из церкви. Однако со своего пути не свернул, купил Библию и продолжил её изучать. Находясь на службе в Австро-Венгерской армии в г. Мишкольц он узнал об истинной вере. Читал религиозную литературу, специальные брошюры, распространяемые адвентистами. А, прочитав, пересылал своим родственникам в Ильницу. Здесь они попали на благодатную почву. В 1909г. Иван Капитан вернулся после отбытия срочной военной службы в родное село Ильницу [12, с.587]. Группа продолжала изучение Слова Божьего, через издательство подписались на религиозную адвентистскую литературу. Большое значение имело то, что в полученных трудах часто делались ссылки на Библию, где и подтверждалась правдивость нового учения. Это были доктрины о субботе, десяти заповедях, водном крещении в сознательном возрасте и др. Восприняв всем сердцем эти истины и желая не только знать, но и исполнять их, они решились на крещение. Но поскольку крестить их было некому, то зайдя в р. Синявка они крестили друг друга [2, с.3]. Это произошло в 1912г.
В том же году Ильницу посетили колпортёры (книгоноши), которые предложили заинтересованным людям Слово Божие и литературу. Также прибыл и пастор Гунегарт из словацкого города Кошице по просьбе верующих. Узнав о необычном крещении, он предложил провести его как полагалось. Но в открытую это сделать было невозможно. И потому он совершил его ночью 26 ноября [2, с.4]. Вот эта группа верующих и создала первую общину адвентистов седьмого дня на территории нашего края. В ноябре 1913г. община получила статус сестринской общины Австро-венгерского миссионерского поля и стала негласным центром адвентизма в крае на много лет [7].
Затем, по распоряжению Венгерского Униона Церкви АСД, сюда прибыл пастор Фридрих Кесел. На протяжении семи лет он занимался церковной семьей, и был ее первым строителем.
2 период. Чехословацкий (1919 – 1939)
После окончания Первой мировой войны, распада Австро-Венгрии согласно Сен-Жерменского мирного договора от 10 сентября 1919 г. [4], и Конституции Чехословацкой республики, принятой 29 февраля 1920г., наш край вошёл в состав Чехословацкой Республики под названием – Подкарпатская Русь.
С этого времени в Ильнице в построенном в 1921г. молитвенном доме, стали регулярно проходить съезды Словацкого миссионерского поля, в которое вошло молодое адвентистское сообщество Подкарпатской Руси.
Именно в период, когда Подкарпатская Русь входила в состав Чехословацкой Республики, и были созданы первые адвентистские общины края. Можно сказать, что условия, в которых они создавались, были достаточно благоприятные. Этому способствовало то, что принятая Конституция Чехословацкой Республики, гарантировала политико-правовые условия для деятельности различных религиозных конфессий. В частности в §112 гарантировалась свобода совести и религии. Согласно §113 все граждане Чехословацкой республики имели право открыто исповедовать какую-либо религию, которая не нарушала бы общественный порядок, государственное устройство и правила морали. А §124 устанавливал равенство всех религиозных вероисповеданий перед законом [3, с. 32, 33].
Кроме того 16 января 1923г. была официально роздана организация «Чехословацкий союз адвентистов седьмого дня с центром в Брно».
ОРГАНИЗАЦИЯ МУКАЧЕВСКОЙ ОБЩИНЫ
В Мукачево адвентистская весть пришла из России. В 1918 из Тамбовской губернии вернулся Чизмар Василий, куда попал как военнопленный. Работая там, он познакомился с человеком, соблюдавшим субботу. Он же рассказал ему о важности соблюдения всех 10 заповедей.
Вернувшись на родину, он начал проповедовать об истине своему брату Михаилу. Постепенно к ним присоединились знакомые,соседи. Вероятно, бывали они и в Ильнице. И эту группу в состав 10 человек крестил в 1919 реке в Латорице, около монастыря г. Кесел Фридьеш – председатель Словацкого миссионерского поля.
В тот же день, после крещения, была совершена Вечеря Господня. Кроме крещённых там присутствовал и Иванов (Ионов) Василий.
В 1920 году Чизмар начал работать книгоношей по распространению адвентистской литературы. На Конференции Словацкого поля, проходившей в Братиславе в 1923г., он был избран помощником проповедника [1, л.53]. «В 1923г. был направлен из Брно как организатор и проповедник на Подкарпатскую Русь» [1, л. 53]. А именно в Берегово.
Когда в 1925 г. в Лоденице, близ Праги, открылась библейская семинария, он поступил туда. После окончания курса совершал служение в различных местах Подкарпатской Руси.
Второе крещение в Мукачеве состоялось в 1926г. Совершил его проповедник братиславской общины Гаер. В этом же году конференция проголосовала за принятие мукачевских членов как сестринскую общину Словацкого поля [2, л.3].
Иванов или Ионов Василий, русский офицер, эммигрант из России, жил в Берегове. В 1922г. он принял истину. Вскоре после этого произошло его знакомство с мукачевской девушкой Анной, которая также принимает истину, и после бракосочетания они переезжают на жительство в Мукачево, где активно включаются в проповедь Евангелия.
В 1928г. Иванов (Ионов) начал проповедовать в Ракошино, венгерском селе близ г. Мукачево. Несмотря на недостаточное владение венгерским языком, он всё-же имел успех и в следующем году принимают крещение Доктор Александр со своей женой.
В 1930 г. Доктор Иван, его жена и Ваш Лидия. Все они становятся членами мукачевской общины.
Во главе общины именно с 1930 года стал после рукоположения Чизмар Василий.
Через два года в 1932г. в Мукачеве принимает крещение ещё одна группа. Это были Попович Юрий, Чекан Юлия, Пирчак Антон [2, л.4]. Именно встречи и беседы с Василием Ивановым (Ионовым) помогли Пирчаку Антону встать на верный путь в поисках истины.
3 период Венгерский (1939 – 1944).
После раздела Чехословакии в результате Мюнхенского сговора 1938г. территория Подкарпатской Руси была присоединена к Венгрии.
С 1939г. общины церкви АСД вошли в состав Венгерской конференции. Руководство назначило Бенёвского Андрея ответственным за работу на территории нашого края. Из анкеты заполненной им собственноручно 28 апреля 1939г., узнаём, что родился он 2 октября 1898г. в Нодькало Венгрия. По национальности венгр. Вероисповедание – греко-католик. Образование получил начальное 6 лет и среднее 5 лет. По специальности мужской и женский парикмахер. Владел языками: немецким, венгерским, чешским, словацким. В период Первой Мировой войны с 1917 по 1919 гг. Служил командиром орудия 39 – ого полка тяжёлой артиллерии в городах Эпэрьеш (Пряшев), Арад, Мишкольц.
Когда вернулся с фронта информации нет, также неизвестно как пришёл к истинной вере. Следующая информация касается крещения. Крещён был в г. Кошице в 1922г. Крестил проповедник Кесел Фридьеш.
В 1925г. женился. На время заполнения анкеты – 1939г. было трое детей: Матей, Эстер и Даниэль.
Своё служение начал колпортёром. С 1922-1925гг. Разносил книги в таких городах как Кошице, Торна, Гелшице, Берегово. С 1927 -1932гг. Был библейским работником в г. Пожонь (совр. Братислава) и Эршекуйварош, а с 1932-1936 помощником проповедника. В 1934г. на конференции в Братиславе был избран руководителем колпортёрской службы Словацкого миссионерского поля.
В анкете об обучении в каком либо учебном заведении ничего не сказано. Но в графе повышение квалификации Бенёвский своим учителем называет проповедника Брусмайя, а также пишет: «обучался в школе Христа по примеру своих предшественников»1. Рукоположенным проповедником стал в 1936г. Служил в городах Эршекуйварош, Ужгород и по «всей Русинской земле»2. А уже в 1938г. в Банске Быстрице он представлял новую общину города Ужгорода. В следующем году встречался с Председателем Венгерской конференции Л. Михнои и посетил все общины края.
Согласно отчета Венгерской конференции в Подкарпатской Руси на то время было 7 общин, в которых насчитывалось 140 членов церкви и один проповедник. В то время каждая община не могла иметь своего пастора. Каждый рукоположенный пастор отвечал за несколько общин. О работе и жизни этих общин Мурани Арпад, один из руководителей венгерских адвентистов, писал следующее: «В Ужгороде только 6 братьев, однако вечером на проповедь собирается до 30 человек на квартире А. Бенёвского. Есть много интересующихся и сочувствующих. Нам, чтобы обустроить Верхнюю Венгрию, надо найти местного адвентиста. Будь добрый, с радостью способствуй этому. В Мукачево подобная ситуация – один местный брат собирает своих для проповеди. Знаем, что этим братом был Пирчак Антон, в доме котрого и обирались на богослужения. Есть венгерская община в Мужиево. Там у нас 30 членов, но они не имеют молитвенного дома. В Берегово мы также посетили наших членов церкви». В 1943г. крещение принял Доктор Матияш.
4 период – Советский (1944 – 1991)
С октября 1944г. по январь 1946г. территория нашего края называлась Закарпатская Украина. После указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1946г. была создана Закарпатская обл. в составе УССР.
С 1944г. началась регистрация всех религиозных общин в УССР. Также была легализована и организационная структура для адвентистов. Ею стал Всесоюзный совет АСД (ВСАСД). Оформление было проведено за 1947-1948гг.
Оформление организационных структур конфессий происходило при непосредственном контроле созданных в 1946г. государственных органов – Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов.
В Закарпатье этот процесс регистрации начался в 1946г. и длился около 3-х лет.
Религиозными вопросами занимался Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Закарпатской обл. Сергей Лямин-Агафонов.
В 40-е годы и до 1954 общину АСД в Мукачево возглавляла библейский работник Дормбах Магда. Но по документам архива видно, что в 1958 году Дормбах Магда была уже пресвитером.
За это время приняли крещение: в 1946г. – Дюричко Йосиф, в 1947г. – Вашш Александр, Вашш Елена, Петричко София, Ризак Василий.
Ризак Василий Васильевич. Родился в с. Бобовище в 1912 году в семье греко-католиков. Семья была простая, но искренне верующая. Именно родители дали первые знания о Боге и воспитали его в почитании и уважении к Господу. В школе учился очень хорошо, привлекали точные науки, любил читать.
В 1939г. был призван в венгерскую армию. Службу проходил в войсках ПВО. Служил адъютантом у венгерского офицера в Буде. Несмотря на войну в выходные дни офицера отпускали домой и он брал с собой адъютанта. Василий был верующий человек, но Библии у него не было. В доме у офицера он увидел Святое Письмо и попросил разрешение читать Его. И нашёл много нового для себя. Оказалось, что Слово Божье говорит совсем не то, что говорил священник в церкви.
Заметив эту любовь к Слову Божьему, офицер начал говорить с ним. Оказалось, что семья офицера исповедовала истинную веру и была адвентистами. Относились к нему хорошо. Но предстояло сделать выбор. Как знак истинности выбранного пути в вере Василий посчитал то, что ему одному из всего подразделения, охраняющего аэродром, удалось чудесным образом выжить после 12 налётов англо-американской авиации. За смелость и мужество он был награждён крестом.
Осенью – зимой 1944г. после кровопролитных боёв за г. Будапешт, началось отступление германских и венгерских войск. Офицер предложил уйти Василию вместе с ним. Но он отказался – дома ждала жена. Когда в столицу Венгрии вошли войска Красной Армии, Василий на несколько дней укрылся за городом. Три дня прошли в тревоге и волнении, но необходимо было пробираться на родину. Сняв знаки различия, он вышел из укрытия. Однако был задержан военным парулём. Оказалось, что сняв знаки различия, он не снял награду, что и привлекло внимание патруля. Расстрел был неминуем, но произошло чудо. Его громкое объясние, что он не венгр, а русин привлекло внимание проезжающего мимо русского офицера. За знание русского и венгерского языков он был взят переводчиком. Выждав некоторое время он всё-таки сбежал и ночами, чтобы не привлекать внимание, несколько недель пешком добирался домой. И ещё один раз уже в Мукачеве Бог чудесным образом спас ему жизнь в то далёкое время.
Ощутив эту заботу и защиту Бога в своей жизни Василий на всю жизнь сохранил в себе чувство верности, преданности и благодарности своему Творцу. Эту стойкость и уверенность в Боге не смогли поколебать никакие трудности в его жизни.
Вернувшись домой, Василий продолжал ходить в церковь И однажды спросил у священника, почему он не проповедует истину. Спросил и о свинине и о субботе и о многом другом. Тот ответил, что свинину не ест. Суббота по постановлению собора перенесена на воскресенье. А остальные истины Библии простым людям не обязательно знать.Тогда Василий решил искать тех, кто исповедует истинную веру. Бывал в Ильнице. Через некоторое время провидение свело его с Пирчаком Антоном и в 1947г. он принимает крещение.
Трудовой путь Василий начал в бобовищанском винсовхозе. Как грамотного и старательного работника его направили на курсы бухгалтеров во Львов. После окончания трудился в совхозе, но как верующий человек вызывал недовольство руководителей. Главный агроном сделал всё, чтобы Ризак Василий был уволен. Была отрезана часть приусадебного участка. Василий решил добиваться справедливости. Обращение к Ильницкому Первому секретарю Закарпатского обкома КП Украины результатов не дало. Тогда вместе с И.Химинцом они поехали в Москву и записались на приём к Н.С. Хрущёву. Терпеливо прождав 2 недели, попали на приём. Выслушав рассказ Василия, Никита Сергеевич спросил: «А хорошо ли вы, братья, знаете Слово Божье?» И процитировал им из Писания 2 Коринф. 3:12 слова «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».
Встречали Василия дома и директор совхоза, и главный агроном и первый секретарь обкома. На работе он был восстановлен, приусадебный участок вернули, но после всего произошедшего работать в конторе было сложно. Василий попросился в бригаду. Это давало ему возможность больше общаться с людьми, говорить о Боге и читать Писание. Через несколько лет из этой бригады крестилось 12 человек. Все они присоединились к Мукачевской общине.
С 1954 по 1978 пастором Мукачевской общины и одновременно руководителем адвентистов Закарпатья был Иван Васильевич Химинец. Родился он 20 марта 1914г. в с. Ильница в семье Василия и Марии Химинцев, греко-католиков по вероисповеданию. Его родители, люди богобоязненные, исправно посещали храм. Часто после богослужений наиболее искренние парафияне, в их числе и Мария, собирались группами, чтобы изучать Слово Божье. Делалось это втайне от священника, не одобрявшего чтения Священного Писания и, считающего это грехом для простого мирянина.
А люди тянулись к Библии. Многие стали понимать, что Божьи Заповеди искажены, что христиане замешаны в идолопоклонстве, а потому недалеко ушли от язычества. Найти истину для желающих помогали и адвентисты, к тому времени (1913г.) имевшие общину в Ильнице.
Муж Марии был очень недоволен тем, что жена много времени уделяет чтению Библии, стремясь более глубоко понять библейские истины, и ещё пытается как – то изменить их образ жизни. Его устраивала прежняя жизнь. В семье начались ссоры. Дело доходило до развода. Но в тот самый день, когда Василий решил оставить жену, началась Первая мировая война и его призвали в армию.
Вдали от дома, в обстановке военного времени у Василия была возможность подумать о взаимоотношениях в семье. Помог случай: однажды на прилавке магазина он увидел Библию. Купил её и начал читать. Вскоре ему пришлось согласиться с тем, что жена всё же была права: современное христианство действительно многое потеряло из того, что заповедал Бог. Василий разыскал адвентистскую общину и очень скоро даже не дожидаясь весны, прямо в ледовой проруби принял крещение, вступив в Завет с Господом. Домой Василий Химинец возвратился через год уже адвентистом.
Мария же, Следуя Божьему Слову, приняла водное крещение вместе с другими односельчанами в 1917г. После этого события священник поместной церкви выступил на страницах местной газеты (какой) с порочащей адвентистов статей. Но ожидаемого эффекта эта статья не принесла, скорее наоборот. Многие люди может быть и дальше дремали бы, но прочитав статью, захотели узнать, что же на самом деле написано в Библии и почему этого им не полагалось знать. В результате, адвентистская община в Ильнице пополнилась новыми членами.
Таким образом Иван родился уже в адвентистской семье. Рос он добрым и отзывчивым на чужую беду ребёнком. Казалось, что Бог с самого детства готовил его к служению в своём винограднике. Иван искренне полюбил Священное Писание. Выпасая на лугу лошадей, наблюдая красоту окружающей природы, вглядываясь в таинственную глубину ночного неба он подолгу размышлял над прочитанным текстом Библии, пытаясь согласовать его со своим серцем. Большое влияние на
укрепление его веры, конечно же оказала мать, которая, действительно, представляла истинный образ Христа своей кротостью, терпением, христианским духом. Хрупкая и нежная, она была сильной в вере носительницей Божьего света, просвещающего мир.
В своей автобиографии Образование 8 лет. (как учился, где, любимые предметы) ( как пришёл к пониманию крещения)
Перед уходом в армию, 22 сентября 1934г., Иван принял водное крещение. Крестил его в Ильнице Чизмар Василий. (автобиография) Служить довелось в г. Кошице и в первую же субботу юноша вынужден был объяснить командиру, что работать в этот день он, по своим религиозным убеждениям, не может; также и оружие в свои руки брать не будет. Он просил послать его для прохождения службы в санитарную часть. Однако вместо исполнения его желания, молодого человека отдали под суд, приговоривший его к восьми месяцам тюремного заключения.( как провёл эти дни. О чём думал) По окончании срока был новый суд, который определил: разрешить Ивану Химинцу продолжить службу в санитарной части. Более того, он получил право по субботам посещать богослужения. (почему)
Возвратившись со службы домой, (когда) Иван решил полностью посвятить себя литературному евангелизму – наиболее важной работе на ниве спасення. В 40-е годы это служение было очень эффективным. Помогло в этом и знание языков: венгерского, русского и словацкого. (Автобиография)
После краткого курса обучения с 19 июня 1939г. по 12 сентября 1941г. занимался распространением адвентистской литературы на территории края (Авт.) Колпортёры объединялись в группы по 2-3 человека и шли из одного села в другое, предлагая людям адвентистскую литературу. Они заходили в каждый двор, по возможности начинали беседу и обязательно оставляли книги или брошюры. Свои отношения с людьми старались строить таким образом, чтобы была очевидной причина зайти к ним ещё раз – для продолжения разговора. Иногда удавалось собрать группу людей и провести библейские курсы. Такая работа требовала особого посвящения, внимания к людям и, конечно же выносливости.
В мае 1941г. руководство Венгерского Униона пригласило И. Химинца на учёбу в миссионерскую школу в Будапеште. Это было именно то, о чём он мечтал. Окончив учебное заведение, он был направлен как библейский работник для служения в г.Севлюш (сегодня Виноградов). В то время там проживала лишь одна адвентистская семья – брата М.Томчика. Иван Васильевич в надежде разбудить сердца начал ходить из дома в дом. И не напрасно. В городе нашлось немало тех, кто искренне желал стать Божьими детьми. В успехе евангельского служения, как любил повторять Химинец, он всегда полагался «не на самого себя, но на Бога, воскрешающего мертвих» (2 Кор. 1:9).
После успешной работы на поприще спасення душ, 9 сентября 1943г. он был рукоположен в сан проповедника в г. Дебрецен. В священном обряде принимали участие проповедники Арпаг Мурони,Йосиф Альбрехт, Ивон Пихтоли.
Вскоре после рукоположения И. Химинец женился. Его избранницей стала Мария Прокопюк.
После окончания Второй Мировой войны в 1945 году началось общение с руководством АСД в Киеве и Москве. На Закарпатье приезжал руководитель Церкви в Украине В.Д.Яковенко. Необходимо было избрать руководителя Закарпатских адвентистов. Предполагалось, что им станет И.В.Химинец и местом пребывания будет Ужгород.
По дороге в Ужгород из переполненного вагона и молодой семьи случайно выпала сумка. Поскольку там было всё их нехитрое имущество, то пришлось выйти на ближайшей станции и идти искать. Сумка была найдена. Позже они узнали, что в поезде вспыхнул пожар и много людей погибло. Но Марию и Ивана Господь избавил от опасности. Сохранил Он их также и от встречи с представителями власти. Задержавшись в пути они приехали на день позже. Уже после того, как в молитвенный дом нагрянули работники КГБ и приказали всем живущим при молитвенном доме покинуть пределы не только города, но и области. Дом молитвы и квартира для служителя были конфискованы. Семья вынуждена была вернуться в Виноградово.
В 1948 году И.В. Химинец вошёл в состав Всесоюзного Совета АСД как член ревизионной комиссии. Это означало, что церковное руководство признало его областным руководителем адвентистов Закарпатья. А Государственные органы закрепили за ним такое право в 1949 году, выдав специальную справку.
Советская конфессиональная политика в 40-е годы состояла из таких направлений как регистрация и установление контроля за деятельностью религиозных органазаций.
Перед местными органами власти было поставлено задание объединить все протестанские конфессии под эгидой единого организационного центра с целью контроля над ними. Таким центром стал Союз Евангельских Христиан и Баптистов. Некоторые конфессии пошли на это объединение некоторые нет.
Со стороны свободных христиан политика искусственного объединения встретила решительный отпор. Такого объединения не поддерживали и адвентисты седьмого дня. 14 мая 1949 года в селе Кривое Хустского района в доме Федько состоялось собрание адвентистов и свободных христиан. Это собрание вызвало обеспокоенность властей в Киеве. Они предписали местным властям немедленно собрать самые подробные материалы о характере этого совещания.
В конце концов власти согласились на регистрацию протестанских церквей вне предложенного объединения. Прошла регистрацию и церковь АСД.
В каких же условиях приходилось работать в это время.
Вот один документ от 10 июня 1947 года. Во все общины АСД было направлено распоряжение, согласно котрого в общине имеет право проводить молитвенные собрания только зарегестрированнй пресвитер. Пресвитера других общин допускаються к проведению молитвенных собраний только с разрешения Уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Закарпатской области.
Пресвитер должен обслуживать только ту общину, в которой он был избран и зарегестрирован, поскольку какие-либо перемещения нарушали порядок.
В общине, в результате необходимости, представлялось право в проведении обрядов крещения, преломления хлеба и других обрядов приглашать рукоположенного проповедника республиканского Уполномоченного, областного или районного.
Адвентистские общины в то время насчитывали небольшое количество верующих по-сравнению с другими протестанскими общинами. Но как видно из отчётов, находящихся в архиве за послевоенные годы адвентизм достаточно бысторо нашёл своих приверженцев в крае. Ими стали бывшие греко- и римо-католики, баптисты, реформаторы и иудеи.
За 1949 год есть информация об общинах в Мукачево, Ильнице, Берегове, Виноградове с.Бедевле – пресвитер Гуцул, Добрянське –пресвитер Продан, Чёрный поток – пресвитерТрикур, Кобылецкая Поляна -Курелян, Мужиево, Русское поле – подписи пресвитеров неразборчиво.
В донесении властей за 1958 год указываются уже 20 общин края и три рукоположенных пресвтера, Химинец Иван, и Чизмар Василий и Иван Капитан, которым разрешалось судя по исследованным документам, проводить обряды крещения, преломления хлеба и другие.
Историки, исследователи в своих работах отмечают, что определяющее влияние на распространение адвентизма оказала новизна его вести. Кроме того адвентистов от других конфессий в то время отличала хорошая организованность, глубокая по содержанию пропаганда своей веры. Например, для ознакомления со своей верой адвентисты проводили особенные, так называемые «зазывные» собрания. Миссионерской деятельностью с духовными напутствиями выступали «благословенные проповедники» и «разъездные» не рукоположенные библейские работники.
Также адвентистам была присуща живая проповедь, в которой каждый верующий принимал участие в богослужении в какой либо из его частей.
Содействовали росту количества верующих также организационная сплочённость, конфессиональная литература, благотворительная и культурно-просветительская деятельность. Велась борьба за выполнение членами общин морально-эстетических принципов: отказ от курения, выпивки, употребления нечистой пищи. Уделялось внимание общей гигиене.
К этой вере обращались люди, которых не устраивал прежний бессмысленный образ жизни.
Пятый период с 1991г.- по наши дни.
Залишити коментар
Хочете приєднатися до дискусії?Не соромтесь, зробіть свій внесок!